sochin.sloweb.ru


Ю. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-

"Ю. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-"
Сортировать: по оценкам | по дате



24.11.17 неправильно [0] правильно
Ю. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-

Александр Николаевич Радищев — одна из самых загадочных фигур в русской истории. О нем написано много. И тем не менее недоуменных вопросов его жизнь и личность возбуждает гораздо больше, чем дает нам удовлетворительных ответов. Заметно стремление декабристов не связывать свои идеи с его именем и традицией. Пушкин, который на протяжении всей своей жизни так или иначе обращался к имени Радищева, исчерпал всю гамму оценок, увенчав их в черновом автографе «Памятника» словами: «...
Пушкин в статье, написанной в 1836 году и до сих пор вызывающей у нас достаточное число вопросов, отметил, что в Радищеве отразилась его эпоха, и вместе с тем дал ему безжалостную характеристику: «В Радищеве отразилась вся французская философия его века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидрота и Реналя; но всё в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво отражаются в кривом зеркале. Он есть истинный представитель полупросвещения» (XII, 36).
Если бы надо было характеризовать Радищева одним словом, то лучше всего подошло бы определение «энциклопедист». Термин «энциклопедист» в XVIII веке отнюдь не покрывался понятием о всесторонне образованном человеке. Энциклопедист — это, прежде всего, человек, охватывающий своими знаниями все области науки в их единстве.
Но пожалуй, решающая черта энциклопедиста — постоянное стремление не только изучить, но и переделать мир. Энциклопедист убежден, что судьба поставила его свидетелем и участником нового сотворения мира. Поэтому он может не приходить в отчаяние в самые критические моменты своей биографии. Так, Кондорсе, скрываясь на чердаках и в подвалах Парижа от гильотины и Робеспьера, писал утопический проект будущего счастливого преобразования общества. Слова Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир // В его минуты роковые» — сжато и точно передают это мироощущение.
Однако русское Просвещение далеко не во всем совпадало с французским. Прежде всего, просветитель, наблюдающий Французскую революцию, террор и падение республики, находился в принципиально иной позиции, чем его французские предшественники: там были безграничные надежды, здесь — горькие итоги. Но дело не только в этом: чем дальше на восток, тем острее становился вопрос о практике просветительских идей.
Для западного просветителя основной задачей было сформулировать истину, для русского — найти пути ее осуществления. Это придавало русскому Просвещению специфическую окраску: соединение практицизма и утопизма. Необходимо было указывать пути осуществления идеалов, а любые из этих путей заведомо были утопическими. Радищев разработал своеобразную теорию русской революции, которую он тщательно обдумывал на протяжении долгих лет. Рабство противоестественно.
Однако исторический опыт внес изменения. Просветитель останавливался с изумлением не только перед фактами рабства и деспотизма — само существование народного долготерпения оставалось для него загадкой. Все слова были уже сказаны философами Просвещения, но это не привело к свободе. Народы оставались равнодушными к истинам просветителей или осуществляли их в кровавых и, по мнению Радищева, искаженных формах. Разбудить народ оказалось не так просто. Якобинская диктатура не вызвала сочувствия Радищева. Он увидал в ней всё тот же деспотизм в других одеждах.

источник

Читать сочинение по русскому языку, культуре речи: "Стилевые традиции Державина Читать сочинение по русскому языку, культуре речи: "Стилевые традиции Державина в произведениях И.А. Бунина «Иерихон», «Роза Иерихона»: образ Святой земли"
Синтез искусств (прежде всего живописи и музыки в слове), подчеркнутый в "Рассуждении о лирической поэзии, или об оде" Державина, проявившийся со всей полнотой в его поэзи
Учебник по русской литературе для средней школы,Лотман Ю. Учебник Ю.М.Лотмана открывает перед читателем еще одну грань этого великого ученого, исследователя литературы, культуры, семиотики - его талант педагога.
Будучи прежде всего историком литературы, Ю.М. СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА «СЛАВЯНСКОЙ» ФЭНТЕЗИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII В. (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.А. ЛЁВШИНА, М.И. ПОПОВА И М.Д. ЧУЛКОВА) THE SLAVIC FANTASY'S FORMATION IN THE RUSSIAN LITERATURE OF THE XVIII c. (based on the novels by V.A. Levsin, M.I. Popov and M.D. Chulkov)1 Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Тем самым, создавалось впечатление, что русская литература XVIII века - некая отдельная литература, вне духовных традиций древней русской литературы и последующей литературы XIX в. Однако сегодня, когда полным ходом идет процесс переоценки литературных явлений, нельзя не отметить, что литература XVIII века - это звено в единой цепи
Петр I в русской литературе и общественной мысли XVIII века тема диссертации и а
Ю. Лотман. "Избранные статьи" / Ю.М.Лотман ТОМ I Статьи по семиотике / Часть III Заглавие настоящей работы нуждается в пояснении. Бытовое поведение как особого рода семиотическая система - уже такая постановка вопроса способна вызвать возражения. Говорить же о поэтике бытового поведения - значит утверждать (
Изображение поместного дворянства в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"